Главная » 2013 » Октябрь » 16 » Какие бывают Mobile Cloud Services
19:24
Какие бывают Mobile Cloud Services

Когда перед нами стала задача предложить стратегию для мобильного оператора в отношении т.н. "облачных сервисов" (Mobile Cloud Services или mCloud), мы убедились в том, что в данном вопросе существует полная неразбериха среди мобильных операторов. Кто-то понимает под этим продажу виртуальных серверов в своем дата-центре, кто-то считает, что они уже оказывают mCloud услуги коль скоро предлагают  услуги веб-синхронизации данных с мобильных устройств, для некоторых mCloud означает "перепродажу" услуг Microsoft Office365 своим клиентам. В какой-то мере все перечисленные кейсы имеют основания именоваться "облачными", но они слишком различаются по своей сути, чтобы стать в одну линию и представлять единую категорию услуг мобильного оператора. 

В итоге нам пришлось провести ревизию всех известных типов мКлауд услуг. В данной статье мы делимся ее результатами. 

Здесь мы не будем дублировать описание того, что кроется под термином облачные вычисления [?]. Приведем лишь одну схему, которая, на наш взгляд, отражает основные критерии классификации облачных услуг в общем виде :



И еще одну схему, которая дает общее представления о категоризации в рамках критерия Модель Сервиса:

 

  • SaaS - (Software as a Service)
  • IaaS - (Infrastructure as a Service) 
  • PaaS - (Platfrom as a Service)

 


В какой-то мере все услуги оператора можно отнести к тем или иным XaaS.  Однако что, же все таки может предложить мобильный оператор своим клиентам? 
Мы пришли приблизительно к такому списку потенциальных услуг от оператора:

 

 

  • Услуги Датацентра 
    • IaaS
      • Colocation - Аренда площадей или стоек для серверов клиентов.  Клиенты данной услуги могут быть заинтересованы прежде всего в использовании датацентра высокой категории [?], удовлетворяющих соответствующим требованиям по ограничению физического доступа,  охлаждения, пожарной безопасности, питание, внешние коммуникационные каналы и т.п.
      • Dedicated - то же что и выше, только сами сервера также арендуются у оператора.
    • PaaS
      • Виртуальный частный сервер или Виртуальный выделенный сервер (VPS/VDS [?]). Клиент получает консоль управления виртуальным сервером. Наиболее распространенный вариант предоставления вычислительных ресурсов и дискового пространства. Пример: Amazon EC2. Для того чтобы конкурировать с предложениями глобальных компаний, поставщику услуги (оператору) следует позаботиться о большом количестве инфраструктурных систем и решений связанных с гипервизором, инструментарием эластичного наращивания производительности и т.п.
      • Хостинг - веб-хостинг интернет приложений. 
  • IP Телеком инфраструктура. Сегодня в данном сегменте в  основном оперируют компании среднего размера, интернет провайдеры и пр. Однако интерес крупных игроков все чаще нацелен на IP телекоммуникационные услуги, хотя и очевиден некоторый каннибализм классической телефонии IP услугами. Некоторые мобильные операторы уже предлагают конвергентные услуги классической мобильной связи и IP-based для корпоративного сектора.Однако инерция великая вещь. 
    • SIP/VoIP шлюз. Подключение IP-АТС предприятий к телефонии через медиа шлюзы оператора . В данной категории мы не рассматриваем услугу для конечных пользователей через SIP клиенты типа Мультифон от Мегафона (такие сервисы расмотрены в  следующем пункте )
    • Полноценное VoIP решение. Сюда следует отнести услуги, которые оператор может реализовать посредством интеграции VoIP решения (например, MS Lync) со своей телеком инфраструктурой.
      • Microsoft Lync
      • Свой SIP клиент (Мультифон от Мегафон)
      • Click-To-call
    • Построение корпоративных сетей. Здесь следует понимать услуги по выделению гарантированной полосы пропускания для распределенных подразделений корпораций и VPN.
    • Video Presense. Обеспечение видео конференцсвязи. С развитием Skype и прочим аналогам для корпоративных видеоконференций спрос на данные услуги подсел и переместился в ТОП сегмент международных корпораций и правительственных структур. 
    •  
  • Инетрфейсы в сеть оператора - M2M и GSMA API [?]. Это относительно новая категория услуг, у которую мы находим особенно привлекательной для развития мКлауд (mCloud) бизнеса мобильного оператора. Благодаря данной услуге прделагается полноценно использовать возможности своей мобильной сети, открыв интерфейсы сторонним разработчикам и партнерам. 
    • Messaging - SMS и MMS шлюзы. Сегодня эта задача худо-бедно решается. Партнеры оператора вынуждены использовать порой весьма ненадежные каналы посредников-агрегаторов. Если оператор целенаправленно подойдет к реализации данного интерфейса - это может стать эффективным инструментом для 3их компаний и реальным источником дохода.  Следует обратить отдельное внимание вопросам  защиты от спамерских рассылок путем внедрения системы управления согласием абонента.
    • USSD шлюз / USSD 2.0 меню. Оператор имеет возможность предоставить интерфейс для реализации сторонними компаниями своих услуг на базе USSD команд или более современного USSD-меню. 
    • LBS API (Location Based Services). Открытие этого интерфейса позволит внешним компаниям использовать информацию о географическом расположении абонента (как правило с точностью до соты). Могут быть реализоываны  различные услуги интелектуальной мобильной рекламы, такси, курьерских служб и т.п.
    • Call Control API. Данный интерфейс дает возможность внешним системам инициировать связь между двумя и более абонентами, либо же совершать исходящие звонков от IVR. Например, для реализации системы телефонного маркетингового опроса. 
    • Платёж с мобильного счёта абонента в пользу партнеров.  В данном случае оператор получает возможность реализовать механизм мобильных платежей с текущего счета. Подробное описание такого решения вы можете найти в примере бизнес-кейса, который мы выставляем для публичного доступа. 
  • Каталог SaaS от глобальных поставщиков. В данной категории мы рассматриваем SaaS продукты третьих компаний, которые мобильный оператор может включить в свой портфель и "перепродавать" по принципу "как есть" без внесения функциональных изменений в саму услугу. В данном случае добавочной стоимостью от оператора может быть механизм биллинга т.е. оплаты за услуги третьих компаний в общем счете за связь (это актуально для корпоративного сектора), а также PR продвижение данных услуг своим клиентов. По нашему мнение в целом это довольно сомнительная затея для оператора т.к. SaaS услуги относятся, как правило, к категории товаров "длинный хвост" (long tail). Это означает, что не так уж много массовых продуктов которые "нужны всем", т.е. существует сегментация рынка и большое количество узкоспециализированных продуктов. Однако целый ряд операторов пошел именно этим путем. 
    • Офисные пакеты. Прежде всего речь идет о MS Office365. Это клауд продукт, который может продвигаться через оператора. Пожалуй это единственный кандидат в действительно массовый продукт. Однако все же офф-лайн версия пока значительно выигрывает по функциональности и удобству + привычка. Кроме того, есть бесплатный Google аналог. В полной мере продукт удобен в комбинации с офф-лайн версией + Lync, но тогда клауд преимущества существенно размываются. 
    • CRM. Здесь можнов выделить несколько лидеров, однко, спрос на услугу все же далек от массового.
    • Системы управления проектами и багтрекинга; Тут сегментация ренка очень велика). 
    • Совместная работа, Screen Sharing, вебинары и т.п.
    • Законодательство, базы знаний. Здесь, пожалуй, все же можно выделить лидеров рынка и сделать удобное предложение. Напрмер в Украине, продукт Лига:Закон мог бы занять такую нишу.
    • Словари, переводчики. 
    • Бухгалтерия, бюджетирование, учёт. На этом рынке есть выраженные лидеры, с которыми некоторые операторы уже вступили в партнерство (в частности 1С).
    • Облачное (cloud) создание сайтов;
    • и многое другое
  • Уникальные SaaS. В данною категорию мы предлагаем отнести SaaS продукты, которые разрабатываются мобильным оператором или его партнером, непосредственно для данного рынка (Nota Bene:  все решения данной категории входят в портфолио предложений компании Meregivo). В частности:
    • Мобильная реклама. В данном сегменте может быть широкий спектр решений начиная от обычных СМС рассылок и заканчивая комплексными решениями для таргетированной рекламы по категориям абонентов, географическому положению и т.п. Реклама может доставляться также как банеры в мобильных приложениях оператора, как USSD, как веб-банеры для посетителей систем самообслуживания и т.п. 
    • Мобильная бонусная система для партнеров. Такая система это удобный способ завязать партнерские отношения с третьими компаниями, которые заинтересованы в проведении бонусных кампаний и программ лояльности. К тому же оператор сможет получить дополнительный доход от данной услуги. Пользователи могут получить удобный механизм хранения скидочных карт в своем мобильном, учета бонусных балов и заказа подарков. Партнеры получат современную и гибкую систему лояльности, а так же канал коммуникации со своими клиентами.    Данное решение является ноу-хау компании Мереживо (подробнее можно ознакомиться здесь). 
    • Система управления согласием - эта система предназначена для управления самим абонентом правом коммуникации с ним со стороны внешних систем и приложений. Также может позволить абоненту ограничить возможность "спама" со стороны оператора или внешних систем. 
    • Мобильные платежи или мобильная коммерция. Эти решения предоставляют пользователям механизмы расчетов за товары и услуги третьих система посредством мобильного телефона. Данная услуга может принимать множество форм. В нашей статье здесь приведена система классификации решений мобильных платежей. 
  • SIM as a Service. Операторы все чаще обращаются к данной категории услуг. Современные SIM карты или если быть точным  UICC [?] представляют собой многофункциональную смарт-карту, которая может быть использована для широкого круга задач кроме функций необходимых для регистрации в сети GSM . По сути это мини-компьютер, на который могут быть загружены различные программы (как правило Java апплеты) удаленно "по воздуху" при помощи OTA (Over The Air) платформы мобильного оператора. Чаще всего данные приложения используются для выполнения задач криптографии, аутентификации или мобильных платежей. Более того, существует возможность обеспечить изоляцию приложений от внешнего воздействия с довольно высоким уровнем безопасности. Благодаря этому оператор может "дать в аренду" определенный объем памяти на SIM для сторонних приложений таких как, например, MasterCard Mobile PayPass с целью внедрения мобильных платежей. (Nota Bene: Компания Meregivo оказывает услуги консалтинга операторам, по созданию требований и управлению проектами в области решений в области OTA, SIM security и mNFC). 
    • Безопасность как услуга. В данном случае оператора может предоставить пространство на карте или же решение в целом, внешним компаниям (чаще всего банкам)  для решения задач безопасности.  Например, это может быть система для  генерации одноразового пароля входа в Интернет-банкинг. В данную категорию можно отнести также электронных паспорт. 
    • Электронная цифровая подпись. Возможности Сим-карты позволяют реализовывать ассиметричные алгоритмы шифрования и в частности обеспечивать электронную цифровую подпись. Есть  государства, где операторы обязаны реализовывать систему удаленного голосования абонентов на общегосударственных выборах. Оператор может использовать свои возможности для реализации государственных программ типа электронного правительства (подачи заявлений, получение выписок, регистрация в гос. органах и т.п.) или например воплотить механизм для удаленного подписания договоров. Технические возможности для этого достаточно широки.
    • mobile NFC платежи. См. статью здесь.
    • SIM Toolkit решения. [?

Полезное замечание: В результате изучения данной темы мы пришли к выводу, что при внедрении клауд-сервисов оператору прежде всего придется сменить парадигму  предоставления услуг. По сути оператор сталкивается с необходимостью начать новый вид бизнеса, т.к. если клауд-сервисы будут предоставляться по тем же "правилам" что и VAS, то оператор неизбежно столкнется с проблемами низкого качества обслуживания либо чрезмерной дороговизны поддержки сервиса.  [В этом параллельном блоге автор описывает некоторые ловушки для оператора, связанные с клауд-сервисами (увы in English)]

Уже довольно давно существует такая "пугалка" для операторов - риск превратиться в "глупую трубу" из-за нарастающего объема IP трафика, в том числе голосового. И как "лекарство" операторам обычно предлагались разного рода VAS услуги, смарт-сервисы и т.п. Мы полагаем, что оператору нет смысла отказываться от роли поставщика инфраструктуры и выполнять несвойственную оператору роль поставщика конечных клауд-сервисов или разного рода смарт-сервисов (в этом посте описано почему гоняться за "умными сервисами" опасно для оператора).  Однако, в то же время, оператору следует перейти на  рельсы предоставления услуг не конечным пользователям, а промежуточным бизнес-партнерам, т.к. без этого, увы, клауд-сервисы останутся пятой ногой для оператора. Сами системы, непосредственно оказывающие клауд услугу, могут быть технически реализованы внешними поставщиками, находиться вне датацентра, а иметь лишь необходимую интеграцию с сетью или ИТ-системами оператора. Однако новый подход к оказанию услуг пользователям опосредовано через партнеров,  сам по себе потребует от оператора смены парадигмы продажи услуг, изменения бизнес процессов, внедрения систем типа "Управления согласием абонентов (Consent management)", изменения в билинге, CRM и пр. Однако все указывает на то, что оно того стоит. 
 

 

 

Категория: Статьи | Просмотров: 2964 | Добавил: yakim | Рейтинг: 0.0/0